ЛЕВ VII
Том XL, С. 258-259
опубликовано: 6 мая 2020г.

ЛЕВ VII

Лев VII, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 143 (РГБ)Лев VII, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 143 (РГБ) († 13.07.939, Рим), папа Римский (с нач. янв. 936). Происходил из Рима, ко времени избрания на Папский престол был кардиналом-пресвитером титула св. Сикста. Л. стал папой Римским при поддержке патриция и сенатора Альберика II, который в 932 г. поднял мятеж против матери, рим. «сенатриссы» Марозии, и ее 2-го мужа, кор. Италии Гуго Арльского. Став полновластным правителем Рима, Альберик II заключил Марозию и брата, папу Римского Иоанна XI (931-936), в темницу. После кончины понтифика на Папский престол был возведен Л., сторонник Альберика, именовавший его «любезным духовным сыном... славным государем и сенатором» (dilectus spiritualis filius Albericus, gloriosus princeps et senator). По инициативе Альберика Л. пригласил в Рим св. Одона, аббата мон-ря Клюни, который выступил посредником в переговорах с кор. Гуго, осаждавшим город. После успешного для Альберика завершения переговоров (мир был закреплен браком рим. правителя и Альды, дочери кор. Гуго) аббат Одон занимался восстановлением дисциплины в мон-рях Рима и окрестностей (подробнее см. в ст. Клюнийская конгрегация).

Исходя из того что в посланиях Л. неоднократно упоминается св. Бенедикт, а в Хронике Флодоарда Реймсского понтифик назван «рабом Божиим» (servus Dei), высказывалось предположение о том, что до избрания на Папский престол Л. был монахом. Косвенный аргумент в пользу этой гипотезы - сотрудничество Л. и Альберика II в реформе монашества, которая была основным направлением деятельности понтифика. Под управление Одона Клюнийского был передан бенедиктинский мон-рь при базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Л. оказывал покровительство монастырям св. Эразма на Целии и св. Григория на Марсовом поле, а также аббатству Субиако, восстановленному на средства Альберика II и ставшему одним из крупнейших землевладельцев Лация (Partner. 1972. P. 85). Поддержка, которую понтифик оказывал центрам монашеской реформы, способствовала укреплению авторитета Папского престола за пределами Италии. В янв. 938 г. Л. подтвердил привилегии, дарованные папой Иоанном XI аббатствам Клюни и Деоль, в т. ч. право на свободные выборы аббата и независимость от любых церковных и светских властей (эти монастыри непосредственно подчинялись Папскому престолу). Понтифик подтвердил правовые и имущественные привилегии монастырей Горце, Риполь, Флёри и Фульда. В послании Гуго Великому, герц. франков и светскому аббату монастыря св. Мартина в Туре, Л. напомнил о запрете допускать женщин на территорию обители (янв. 938).

Понтифик уделял особое внимание положению Церкви на герм. землях. Он назначил Фридриха, архиеп. Майнца (937-954), легатом и апостольским викарием в Германии, указав на то, что подобными привилегиями обладал его предшественник св. Бонифаций. Архиепископ должен был следить за поведением прелатов и клириков и при необходимости возвращать их «на путь истины» (ad viam veritatis reducere). Отвечая на вопрос архиеп. Фридриха о возможности насильственного крещения иудеев, Л. запретил это делать, но признал допустимым изгнание из городов тех иудеев, к-рые отказывались принимать крещение (Jaffé. RPR. N 3613). Понтифик даровал паллий Адальдагу, архиеп. Гамбурга и Бремена (937-988), канцлеру кор. Оттона I. Ему приписывается грамота (скорее всего подложная) Герхарду, еп. Пассау, который назван в документе архиепископом Лорха (известна другая поддельная грамота этому епископу, составленная от имени папы Агапита II - Jaffé. RPR. N 3644).

Флодоард Реймсский, посетивший Рим в 936 г., упоминал о встрече с Л. в поэме «Победы Христа в Италии». Он описывал понтифика как мудрого и благочестивого человека, «преданного усердным молитвам, благородного обликом, приятного в беседе, разумного и со спокойной речью» (Deditus assiduis precibus, speculamine celsus,/ Affatu laetus, sapiens, atque ore serenus).

Соч.: Jaffé. RPR. N 3596-3615; PL. 132. Col. 1065-1088; Böhmer. Reg. Imp. 1969. Bd. 2/5: Papstregesten, 911-1024. S. 46-60; Papsturkunden, 896-1046 / Hrsg. H. Zimmermann. W., 19882. Bd. 1. S. 115-165.
Ист.: LP. T. 2. P. 244; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. XII 7 // PL. 135. Col. 735; idem. Annales // MGH. SS. T. 3. P. 383 (рус. пер.: Флодоард. Анналы // Рихер Реймский. История. М., 1997. С. 193); Vita S. Odonis // PL. 133. Col. 64-66.
Лит.: Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 19252. Vol. 4. P. 205-207; Antonelli G. L'opera di Odone di Cluny in Italia // Benedictina. R., 1950. Vol. 4. P. 19-40; Arnaldi G. Il biografo «romano» di Oddone di Cluny // BISI. 1959. Vol. 71. P. 19-37; Hamilton B. The Monastic Revival in Xth-Cent. Rome // StMon. 1962. Vol. 4. P. 35-68; Zimmermann H. Das dunkle Jahrhundert. Graz etc., 1971. S. 88-90, 114; idem. Rechtstradition in Papsturkunden // Im Bann des Mittelalters. Sigmaringen, 1986. S. 184-199; idem. Leo VII // BBKL. Bd. 4. Sp. 1441-1442; idem. Leo VII // LexMA. Bd. 5. Sp. 1879; idem. Léon VII // Dictionnaire hist. de la papauté / Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1023-1024; Partner P. The Lands of St. Peter: The Papal State in the Middle Ages and the Early Renaissance. Berkeley; Los Ang., 1972. P. 84-86; Lotter F. Der Brief des Priesters Gerhard an den Erzbischof Friedrich von Mainz. Sigmaringen, 1975; Piazzoni A. M. Biografie dei papi del sec. X nelle continuazioni del Liber pontificalis // Mittellateinisches Jb. Stuttg., 1989/1990. Bd. 24/25. S. 369-382; idem. Leone VII // Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 72-74; Kelly J. N. D., Walsh M. Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 20102. P. 123.
А. В. Русанов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)